О сущности педагогики.
В педагогике иерархически главную роль играют человеческие отношения (отношения воспитателя со своими воспитанниками), затем – деятельность, поступки, затем – эмоции, и только затем –знания.
То есть в педагогике реально не действия определяются знаниями –а наоборот.
Педагогические знания существуют, они реальны, однако носят не научный характер. Основаны на личных убеждениях и личном опыте, не проверяемы в строгом эксперименте.
Это знание любящего о тех, кого он любит.
Поэтому лучшие педагогические книги фактически являются педагогической беллетристикой и публицистикой.
Стремление провозгласить педагогические знания «научными» связано с субъективными психологическими причинами: наука – в современном понимании – нечто очень важное, значительное, солидное, достоверное – хочется, чтобы педагогика была наукой.
Однако это не так. Педагогика на самом деле – знание гораздо более высокого уровня, чем научное. Она ближе к религии и философии, чем к т.н. «позитивным наукам».